Древняя история возникновения праздника Рождества

Рождество Христово

Рождество празднуется в честь рождения Христа, но эта дата связана с ежедневным обновлением Солнца в период зимнего солнцестояния.

25 декабря было датой зимнего солнцестояния в юлианском календаре, утверждённом Юлием Цезарем для Римской империи в 46 году до нашей эры. Теперь зимнее солнцестояние, обычно, приходится на 21 декабря, и эта разница обусловлена ошибкой в расчётах Юлия Цезаря.

Хотя юлианская календарная реформа привела к образованию года, продолжительностью 365,25 дня, на самом деле, год немного короче. Это означает, что солнцестояние по такому календарю наступает немного раньше с каждым годом. Погрешность в вычислениях составляет, в среднем, один день за 128 лет.

Хотя в 274 году нашей эры, когда император Аврелиан объявил культ Солнца государственной религией Рима, зимнее солнцестояние наступило на 2,5 суток раньше, традиционная дата 25 декабря была слишком привычной, чтобы отказаться от неё. Она стала называться Dies Natalis Invicti, или днём рождения Непобедимого Солнца.

В Новом Завете нет указаний на дату Рождества, и до IV века рождение Христа ассоциировалось с Крещением, или Днём Трёх Царей, 6 января. Хорошо понимая, что зимнее солнцестояние и день Непобедимого Солнца по-прежнему занимают важное место в умах паствы, ранние отцы церкви связали эти события с историей жизни Христа.

Паулинус из Нолы, латинский поэт IV века, написал: «То было после солнцестояния, когда Христос родился во плоти, и новое Солнце преобразило зимний холод, обещая нам целительный рассвет, и приказало ночи умалиться с Его приходом и победой дня».

Однако где-то между 354 и 360 годами нашей эры, через несколько десятилетий после того, как император Константин принял Христианство, Рождество сместилось к позиции дня Непобедимого Солнца, 25 декабря.

Deus Sol Invictus, Непобедимый, или Неуязвимый, Солнечный Бог каждую ночь сражался с силами тьмы и на рассвете появлялся из-за горизонта торжествующим победителем. Культ Митры, этого победоносного полководца, был занесён в Рим из Сирии в I веке нашей эры.

Легионеры, расквартированные там, называли Солнце Sol Invictus Elagabal. Во времена правления императора Коммода (180-192 года нашей эры) почитание этого божества стало особенно заметным.

В эпоху правления императора Аврелиана, Deus Sol Invictus, избавленный от всех сирийских атрибутов, стал главным божеством Римской империи. Со временем отцы церкви дали определение Христа, как истинного Бога, Sol institiae, или Солнца Правосудия, и сообщили верующим, что любой день чествования Солнца, на самом деле, славит Рождество Христово, обращение от тьмы к свету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *